В последнее время ослабевает интерес учащихся к процессу обучения. Старые
подходы к изучению нового материала устарели. Учащиеся перестают
интересоваться учебным материалом, посещение школы часто становится
формальным. Поэтому перед учителем стоит огромная задача – найти новые
варианты и методы для развития познавательных интересов учащихся, развития
его личности.
В нашей гимназии большое внимание уделяется исследовательским работам, в
которую вовлекаются учащиеся 5 – 11 классов.
1. Исследовательская работа – один из вариантов развития личности.
Что может быть важнее для учителя, как желание учащихся чем-то
интересоваться, узнавать новое, экспериментировать, исследовать что-то.
Исследовательская работа — это одна из форм постановки и решения проблемной
задачи (нетиповой, субъективно новой для ученика). Любая исследовательская
работа раскрывает творческие возможности учащихся, расширяет их кругозор и
дает возможность каждому проявить себя в каком то деле. Исследовательская
работа – это один из вариантов развития личности.
Исследовательские работы учат учащихся грамотно решать проблемы, неважно,
научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность.
В ходе исследовательской работы учащимся приходится самостоятельно
знакомиться с дополнительным материалом, отбирать главное из полученной
информации, формулировать задачи, необходимые для исследования, выдвигать
гипотезы и проверять их.
Все это укрепляет в них уверенность в себе, в том что они способны к
какой-то деятельности, принятию самостоятельного решения.
Приведем пример одной из исследовательских работ, которую выполнили учащиеся
нашей школы.
Работа, которую, я опишу ниже, началась с незначительного эпизода. Однажды
ученик моего класса, разжав кулачок, показал мне камешек и задал вопрос: «
Как Вы думаете, что это за камень? Можно ли ему найти применение ?»
Этот вопрос стал стартовым в нашей последующей исследовательской работе.
Совместно с группой учащихся класса, мы стали искать ответ на данный вопрос. В
ходе нашей работы появилось еще множество дополнительных вопросов. Для
ответов на них учащимся пришлось работать с дополнительной литературой,
проявлять фантазию, принимать смелые решения, общаться с профессионалами по
возникающим вопросам. Ребята научились не только читать и выделять нужное,
но и общаться со взрослыми на равных. У них появилась уверенность в себе,
возросло чувство значимости. Результат работы учащихся был представлен на
городском конкурсе. На этом конкурсе работа была признана лучшей в номинации: «За самую творческую исследовательскую работу ».
2. Структура исследовательской работы.
1. Определяется тема исследования. Темы могут быть разными, но условно их
можно распределить на три группы:
- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и
явлениях;
- экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных
наблюдений, опытов и экспериментов;
- теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов,
содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.
1. Формулируется цель исследовательской работы.
Цель исследования, как правило, отвечает на вопрос о том, зачем эта работа
проводится.
3. Ставятся задачи исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление работы,
а задачи описывают основные шаги.
4. Выдвигается гипотеза или гипотезы исследования.
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще недоказанная и
неподтвержденная опытом.
5. Составляется план работы.
6. Проводится работа согласно плана, делаются выводы или заключения.